Преподавание профильного
курса «Информатика и информационные технологии»
в старших 11-12 (10-11) классах
общеобразовательных учреждений
по учебному плану 2 часа в неделю (68 ч * 2
= 136 часов)
Профили: физико-математический, технологический,
социально-экономический
Учебное пособие: Н.Угринович, «Информатика и
информационные технологии», БИНОМ, 2001
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Содержание предлагаемого профильного курса полностью соответствует "Обязательному минимуму содержания образования по информатике (уровень Б)", рекомендованному Министерством образования РФ. Особое внимание в пособии уделяется наиболее актуальным и ранее систематически не изложенным в других учебниках по информатике темам: «Моделирование и формализация», «Объектно-ориентированное программирование» и «Компьютерные сети».
Учебное пособие состоит из двух разделов «Основы информатики» и «Информационные и коммуникационные технологии». Изучение основ информатики позволяет сформировать у учащихся информационную картину мира, объектно-ориентированное, алгоритмическое и логическое мышление, дать им теоретические знания по кодированию информации, системам счисления и т.д. Изучение современных информационных и коммуникационных технологий позволит учащимся овладеть необходимыми умениями и навыками для социальной адаптации в информационном обществе.
Концепция преподавания курса по данному учебнику базируется на неразрывной связи между теорией (основами информатики) и практикой (информационными и коммуникационными технологиями). Теория без практики мертва, а практика без теории слепа. Поэтому рекомендуется изучать основы информатики и информационные технологии параллельно (по 1 часу в неделю) и с этой целью изложение разделов в учебном пособии максимально синхронизировано.
Учебник построен таким образом, чтобы выполнялся важный методический принцип урок-параграф. После каждого параграфа имеется система контрольных вопросов и практических заданий.
Изучение профильного курса, в принципе, должно основываться на уже изученном базовом курсе, однако в ныне действующем Федеральном базисном учебном плане на базовый курс информатики часов не выделяется и, поэтому, далеко не во всех средних учебных заведениях он преподается. В данном учебнике заложена возможность включения элементов базового курса информатики в профильный курс. Большое внимание в учебнике уделено изучению двух наиболее актуальных и интересующих учащихся тем «Основы Интернет и разработка Web-сайтов» и «Объектно-ориентированное визуальное программирование на Visual Basic».
В поддержку учебника к началу 2001-2002 учебного года будет выпущен «Практикум по информатике и информационным технологиям» вместе CD-ROM, который содержит все необходимое программное обеспечение по курсу информатики и позволит учащимся выполнять многие задания практикума непосредственно на компьютере. Кроме того, будет выпущено пособие для учителя «Методика преподавания информатики и контроль знаний учащихся», содержащее различные варианты тематических и поурочных планирований курса информатики, интерактивные тесты и др.
Представленное ниже тематическое и поурочное планирование представляет собой один из возможных вариантов построения профильного курса информатики, изучаемого в 11 – 12 (10 – 11) классах.
Тематическое и
поурочное планирование | ||||||||
ОСНОВЫ ИНФОРМАТИКИ – 68
часов |
ИНФОРМАЦИОННЫЕ и
КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ – 68 часов | |||||||
№ |
Тема урока |
Пар. |
№ |
Тема урока |
Пар. | |||
11 (10) класс, 1 полугодие (16 + 16
часов) | ||||||||
1 |
Вещественно-энергетическая и информационная картины мира |
Введение |
РАБОТА В ОПЕРАЦИОННОЙ СИСТЕМЕ
WINDOWS - 10 часов | |||||
КОМПЬЮТЕР И ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
- 9 часов |
1 |
Графический интерфейс Windows |
8.1 | |||||
2 |
Устройство компьютера |
1.1 |
2 |
Объекты и их свойства |
8.4 | |||
3 |
Аппаратная реализация компьютера |
1.2.1, 1.2.2 |
3 |
Служебные программы |
8.5 | |||
4 |
Внешняя (долговременная) память |
1.2.3 |
4 |
Мультимедиа программы |
8.6 | |||
5 |
Устройства ввода информации |
1.2.4 |
5 |
Стандартные программы общего назначения |
8.7 | |||
6 |
Устройства вывода информации |
1.2.5 |
6 |
Справочная система Windows |
8.9 | |||
7 |
Программное управление компьютером |
1.3 |
7 |
Установка программного обеспечения |
8.10 | |||
8 |
Файлы и файловая система |
1.4 |
8 |
Представление файловой системы с помощью графического интерфейса |
8.2 | |||
9 |
Операционная система: назначение и состав |
1.5 |
9 |
Интерфейс командной строки |
8.3 | |||
10 |
Прикладное программное обеспечение |
1.7 |
10 |
Драйверы устройств |
8.8 | |||
МОДЕЛИРОВАНИЕ И ФОРМАЛИЗАЦИЯ
- 6 часов |
ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАБОТКИ ГРАФИЧЕСКОЙ
ИНФОРМАЦИИ - 6 часов | |||||||
11 |
Моделирование как метод познания
|
4.1 |
11 |
Растровые и векторные графические изображения |
9.1.1 | |||
12 |
Статические и динамические
информационные модели |
4.2 |
12 |
Форматы графических файлов |
9.1.2 | |||
13 |
Описательные и формально-логические
модели |
4.3.1. |
13 |
Растровые и векторные редакторы |
9.2.1 | |||
14 |
Графические информационные модели
|
4.3.2. |
14 |
Инструменты создания и редактирования графических объектов |
9.2.2 | |||
15 |
Табличные информационные модели |
4.4.1 |
15 |
Создание и редактирование изображений |
9.2.3 | |||
16 |
Зачет |
|
16 |
Зачет |
| |||
11 (10) класс, 2 полугодие (18 + 18
часов) | ||||||||
АЛГОРИТМИЗАЦИЯ
И ОСНОВЫ ОБЪЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - 18
часов |
ОБЪЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ
ПРОГРАММИРОВАНИЕ НА ЯЗЫКЕ VISUAL BASIC FOR APPLICATION (VBA) и Visual
Basic - 18 часов | |||||||
17 |
Алгоритм и его формальное
исполнение |
5.1 |
17 |
Visual Basic for Application (VBA)
– язык программирования для приложений |
14.1. | |||
18 |
Компьютер - автоматический
исполнитель алгоритмов |
5.2 |
18 |
Создание макросов на VBA в среде
Word |
14.2 | |||
19 |
Объектно-ориентированный подход в
информационных технологиях |
5.3 |
19 |
Создание макросов на VBA в среде
Word |
14.2 | |||
20 |
Объектно-ориентированное событийное
программирование на Visual Basic |
5.5 |
20 |
Интегрированная среда разработки
языка Visual Basic
|
14.3 | |||
21 |
Тип, имя и значение переменной
|
5.6.1 |
21 |
Интегрированная среда разработки
языка Visual Basic |
14.3 | |||
22 |
Массивы |
5.6.2 |
22 |
Разработка проектов
|
14.4 | |||
23 |
Арифметические, строковые и
логические выражения |
5.6.3 |
23 |
Разработка проектов
|
14.4 | |||
24 |
Объявление переменных и
присваивание им значений |
5.6.4 |
24 |
Разработка проектов
|
14.4 | |||
25 |
Первая программа на Visual Basic
|
5.7 |
25 |
Разработка проектов
|
14.5 | |||
26 |
Функции в языке Visual Basic.
Математические функции |
5.9.1 |
26 |
Разработка проектов
|
14.5 | |||
27 |
Строковые функции
|
5.9.2 |
27 |
Разработка проектов
|
14.5 | |||
28 |
Функции ввода и вывода
|
5.9.3 |
28 |
Разработка проектов
|
14.5 | |||
29 |
Функции преобразования типов данных
|
5.9.4 |
29 |
Разработка проектов
|
14.5 | |||
30 |
Функции даты и времени
|
5.9.5 |
30 |
Разработка проектов
|
14.5 | |||
31 |
Основные типы алгоритмических
структур. Линейный алгоритм
|
5.10.1 |
31 |
Разработка проектов
|
14.5 | |||
32 |
Алгоритмическая структура
“ветвление” |
5.10.2 |
32 |
Разработка проектов
|
14.5 | |||
33 |
Алгоритмическая структура “цикл”
|
5.10.3 |
33 |
Разработка проектов
|
14.5 | |||
34 |
Зачет |
|
34 |
Защита проекта |
| |||
12 (11) класс, 1 полугодие (16 + 16
часов) | ||||||||
ИНФОРМАЦИЯ.
ДВОИЧНОЕ КОДИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ - 16 часов |
ТЕХНОЛОГИЯ
ОБРАБОТКИ ТЕКСТОВОЙ ИНФОРМАЦИИ - 8 часов | |||||||
1 |
Понятие “информация”
|
2.1 |
1 |
Текстовый редактор: назначение и
основные функции |
11.2 | |||
2 |
Количество информации как мера
уменьшения неопределенности знаний |
2.2 |
2 |
Различные форматы текстовых файлов
(документов) |
11.3 | |||
3 |
Количество информации как мера
уменьшения неопределенности знаний |
2.2 |
3 |
Форматирование документа
|
11.4 | |||
4 |
Единицы измерения количества
информации |
2.4 |
4 |
Задание параметров страницы
|
11.4.1 | |||
5 |
Формы представления
информации. Представление и кодирование информации с помощью
знаковых систем |
2.5.1 |
5 |
Форматирование абзаца
|
11.4.2 | |||
6 |
Определение количества информации,
представленной с помощью знаковых систем |
2.5.2 |
6 |
Форматирование символов
|
11.4.3 | |||
7 |
Аналоговый и дискретный способы
представления изображений и звука |
2.5.3 |
7 |
Создание, редактирование и
форматирование таблиц |
11.5 | |||
8 |
Передача и хранение информации в
живых организмах |
2.5.4 |
8 |
Печать документа |
11.6 | |||
|
ТЕХНОЛОГИЯ
ОБРАБОТКИ ЧИСЛОВЫХ ДАННЫХ В ЭЛЕКТРОННЫХ ТАБЛИЦАХ - 8 часов
| |||||||
9 |
Кодирование информации в компьютере
|
2.9 |
9 |
Структура электронных таблиц
|
12.1 | |||
10 |
Кодирование числовой информации в компьютере |
2.10 |
10 |
Типы и формат данных.
Основные типы данных
|
12.2.1 | |||
11 |
Двоичное кодирование текстовой информации |
2.11 |
11 |
Формат данных
|
12.2.2 | |||
12 |
Двоичное кодирование графической информации |
2.12 |
12 |
Относительные и абсолютные ссылки
|
12.3 | |||
13 |
Двоичное кодирование звуковой
информации |
2.13 |
13 |
Встроенные функции.
Математические функции
|
12.4.1 | |||
14 |
Решение задач |
|
14 |
Сортировка и поиск данных
|
12.5 | |||
15 |
Решение задач |
|
15 |
Построение диаграмм и
графиков |
12.6 | |||
16 |
Зачет |
|
16 |
Зачет |
| |||
12 (11) класс, 2 полугодие (18 +
18) | ||||||||
КОМПЬЮТЕРНЫЕ СЕТИ - 9 часов |
КОММУНИКАЦИОННЫЕ
ТЕХНОЛОГИИ - 9 часов | |||||||
17 |
Глобальная компьютерная сеть
Интернет |
6.3 |
17
|
Подключение к Интернету.
Настройка модема |
15.2.1 | |||
18 |
Подключение к Интернету с помощью
модема |
6.6 |
18 |
Процедура подключения к Интернету
|
15.2.3 | |||
19 |
Электронная почта и телеконференции
|
6.7 |
19 |
Работа с электронной почтой.
Настройка почтовой программы Outlook Express |
15.3.1 | |||
20 |
Всемирная паутина
|
6.8 |
20 |
Путешествия по Всемирной
паутине. Настройка браузера |
15.5.1 | |||
21 |
Файловые архивы
|
6.9 |
21 |
Работа с файловыми архивами
|
15.6 | |||
22 |
Поиск информации в Интернете
|
6.10 |
22 |
Работа с поисковыми системами
|
15.7 | |||
23 |
Интерактивное общение в Интернете
|
6.11 |
23 |
Общение в Интернете в реальном
времени |
15.8 | |||
24 |
Мультимедиа технологии в Интернете |
6.12 |
24 |
Мультимедиа проигрыватели
|
15.9 | |||
25 |
Зачет |
|
25 |
Зачет |
| |||
БАЗЫ ДАННЫХ.
РАЗРАБОТКА БАЗ ДАННЫХ С ПОМОЩЬЮ СУБД - 14 часов
| ||||||||
26 |
Понятие базы данных |
13.1 |
26 |
Система управления базами данных
Access |
13.2 | |||
27 |
Понятие базы данных |
13.1 |
27 |
Создание структуры базы данных
|
13.3.1 | |||
28 |
Создание базы данных
|
13.3 |
28 |
Ввод и редактирование данных
|
13.3.2 | |||
29 |
Обработка данных в БД
|
13.4 |
29 |
Использование Формы для просмотра и
редактирования записей |
13.3.3 | |||
30 |
Зачет |
|
30 |
Быстрый поиск данных
|
13.4.1 | |||
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ
ОБЩЕСТВА - 2 часа |
| |||||||
31 |
Информационное общество |
7.1 |
31 |
Поиск данных с помощью Фильтров |
13.4.2 | |||
32 |
Информационная культура |
7.2 |
32 |
Поиск данных с помощью Запросов |
13.4.3 | |||
33 |
Повторение |
|
33 |
Сортировка данных
|
13.4.4 | |||
34 |
Зачет |
|
34 |
Защита проекта базы данных |
| |||