14.01.05

Домашняя
Компьютерный класс
Разработки уроков
Методика
Фотографии
Обратная связь

 



Методика

  Электронный учебник "Информатика"

Тематические планирования уроков информатики и факультативных занятий

Тематическое планирование по информатики в 10-х классах

 (Всего – 34 часа, 1 час в неделю)

Программа составлена на основе «Обязательного минимума содержания образования по информатике». Уровень А. Журнал «Информатика и образование» №8, 1999 г.

Учебник А. С. Есипов. «Информатика». Учебник  по базовому курсу. С_Петербург 2003 г.

 

1. Предмет информатика. Понятие информации. Информационные процессы.......................... 1 ч.

2. Информационные процессы в живой природе и технике. Виды инф-ции.............................. 1 ч

3. Практическая работа. Клавиатурный тренажер. ............................................................. 1 ч.

4. Практическая работа с графическим интерфейсом (мышь)............................................... 1 ч.

5. Формы представления информации. Кодирование. Системы счисления............................... 1 ч.

6. Язык как способ представления информации.................................................................. 1 ч.

7. Количество информации. Единицы измерения информации............................................... 1 ч.

8. Двоичное кодирование. Принципы кодирования.............................................................. 1 ч.

9 Практическая работа. Клавиатурный тренажер (продолжение)........................................... 1ч.

10. Практическая работа. Определение иформ-ной емкости различных носителей.................. 1 ч

11. Методы поиска информации на компьютере................................................................... 1ч.

12. Информационная деятельность и информационная культура человека............................. 1 ч.

13. Практическая работа. Поиск информации на компьютере............................................... 1 ч.

14. Информационное общество его особенности и основные черты....................................... 1 ч.

15. Информационные основы процессов управления........................................................... 1 ч.

16. Практическая работа. Работа с практическими программами (на пр-ре одной из прог.)...... 1 ч.

 

 

II –полугодие (18 часов)

 

17. Функциональная организация компьютера ................................................................... 1 ч.

18. Могистрально-мадульный принцип построения компьютера............................................. 1 ч.

19. Память и переферийные устройства компьютера .......................................................... 1 ч.

20. Основные носители информации и их основные характеристики ..................................... 1 ч.

21. Практическая работа. Форматирование дискет, созд. системной дискеты......................... 1 ч.

22. Файлы. Операции с файлами....................................................................................... 1 ч.

23. Практическая работа. Работа с файлами...................................................................... 1 ч.

24. Операционная система............................................................................................... 1 ч.

25. Практическая работа. Инсталляция программного продукта............................................ 1 ч.

26. Защита информации. Компьютерные вирусы.................................................................. 1 ч.

27. Практическая работа. Лечение «зараженных» дискет.................................................... 1 ч.

28. Моделирование. Постановка задачи............................................................................. 1 ч

29. Технология решения задач......................................................................................... 1 ч.

30. Практическая работа. Построение простой модели........................................................ 1 ч.

31. Этапы решения задач на компьютере........................................................................... 1 ч.

32. Проведение компьютерного эксперимента.................................................................... 1 ч.

33. Резерв времени............................................................................................................................... 2 ч.

 

Тематическое планирование по информатике в 11-х классах

(1 час в неделю, всего 34 часа)

Программа составлена на основе «Обязательного минимума содержания образования по информатике». Уровень А. Журнал «Информатика и образование» №8, 1999 г.

Учебник А. С. Есипов. «Информатика». Учебник  по базовому курсу. С_Петербург 2003 г.

 

I – полугодие (16 часов)

 

1. Техника безопасности. Понятие алгоритмов .................................................................. 1 ч.

2. Свойства алгоритмов .................................................................................................. 1 ч.

3. Язык программирования Бейсик. Основы языка .............................................................. 1 ч.

4. Практическая работа. Вычисления в непосредственном режиме на Бейсике....................... 1 ч.

5. Линейные алгоритмы. Построение блок-схем. ................................................................ 1 ч.

6. Операция присвоения в Бейсике .................................................................................. 1 ч.

7. Алгоритмическая конструкция – ветвление ................................................................... 1 ч.

8. Практическая работа. Решение задач по ветвлению ....................................................... 2 ч.

9. Контрольная работа ................................................................................................... 1 ч.

10. Алгоритмическая конструкция – цикл.......................................................................... 2 ч.

11. Практическая работа. Решение задач по циклам .......................................................... 2 ч.

12. Массивы ................................................................................................................. 2 ч.

13. Самостоятельная работа ........................................................................................... 1 ч.

 

II – полугодие (18 часов)

 14. Решение задач по массивам ...................................................................................... 2 ч.

15. Контрольная работа .................................................................................................. 1 ч.

16. Тестовый редактор ................................................................................................... 1 ч.

17. Практическая работа. Набор и редактирование текста и. т. д. ....................................... 2 ч.

18. Графический редактор. Инструменты, операции и. т. д.................................................. 1 ч.

19. Практическая работа в графическом редакторе............................................................ 1 ч.

20. Преобразование графических файлов. Печать текста и графики. .................................... 1 ч.

21. Практическая работа с графикой................................................................................ 1 ч.

22. Электронные таблицы................................................................................................ 1 ч.

23. Ввод данных и вычисления в электронных таблицах....................................................... 1 ч.

24. Технология хранения и поиска информации в базе данных ............................................. 1 ч.

25. Практическая работа с базой данных........................................................................... 1 ч.

26. Локальные и глобальные компьютерные сети. Интернет.................................................. 1 ч.

27. Поиск информации в Интернете. Службы Интернета....................................................... 1 ч.

28. Итоговая контрольная работа...................................................................................... 1 ч.

29. Резерв времени ........................................................................................................ 2 ч.

Тематическое поурочное планирование по информатики в 10-х классах

(Всего - 34 часа, 1 час в неделю)

Программа составлена на основе «Обязательного минимума содержания образования по информатике». Уровень А. Журнал «Информатика и образование» №8,1999 г. Частично учебник А. С. Есипов. «Информатика». Учебник по базовому курсу. С-Петербург 2003 г.

 

 

Тема (общая  и подтема)

Кол.

часов

Практич. работа

Цели

Дом. задание

Вид контроля

I – полугодие (16 часов)

1

 Техника безопасности.Предмет информатика. Понятие информации. Информационные процессы

1

-

Обесп. безопасности. Основ. понятия

конспект

опрос

2

Информ. процессы в жив. природе и технике. Виды инф-ии

1

-

Форм. основ науч. мировозрения

конспект

опрос

3

Практич. работа. Клавиат. тренажер

1

1

Формир. навыков работы с клавиатурой

конспект

сам. раб.

4

Практич. работа с граф. интерфейсом Windows (мышь)

1

1

Формир. навыков работы с Windows

конспект

сам. раб.

5

Формы представл. инф-ции. Кодирование. Системы счисления

1

-

Формир. основных понятий

конспект

опрос

6

Язык как способ представл. информации

1

-

Формир. основных понятий

конспект

опрос

7

Кол-во информации. Единицы измер. информации

1

-

Формир. основных понятий

конспект

опрос

8

Двоичное кодирование. Принципы кодирования

1

-

Формир. основных понятий

конспект

опрос

9

Практич. работа. Клавиат. тренажер

1

1

Закрепл. навыков работы с клавиатурой

-

сам. раб.

10

Определ. информ. емкости различ. носителей

1

-

Формир. основ. понятий

конспект

опрос

11

Практич. работа. Опред. емкости различ. информ. носителей

1

1

Отработка навыков определ.

конспект

сам. раб.

12

Информац. деятельность и информ. культура человека

1

-

Форм. основ науч. мировозр.

конспект

опрос

13

Практич. работа. Поиск информ. на компьютере

1

1

Формир. навыков работы по поиску информации

конспект

сам. раб

14

Информац. Общество его особенности и основные черты

1

-

Форм. основ науч. мировозр.

конспект

опрос

15

Информационные основы процессов управления

1

-

Форм. основ науч. мировозр.

конспект

опрос

16.

Контрольная работа №1

1

1

-

-

кон. раб.

II –полугодие (18 часов)

17

Функциональная организация компьютера

1

-

Форм. основ науч. мировозр.

конспект

опрос

18

Магистрально-модульный принцип постр. компьютера

1

-

Форм. основ науч. мировозр.

конспект

опрос

19

Память и переферийные уст-ва компьютера

1

-

Форм. основ науч. мировозр.

конспект

опрос

20

Основные носит. информации и их основные характеристики

1

-

Форм. основ науч. мировозр.

конспект

опрос

21

Практич. работа. Форматир. дискет

1

1

Форм. навыков работы с инф. носителями

конспект

сам. раб.

22

Файлы. Операции с файлами

1

-

Форм. основ науч. мировозр.

конспект

опрос

23

Практич. работа с файлами

1

1

Формир. навыков

конспект

сам. раб.

24.

Операционная система

1

-

Форм. основ науч. мировозр.

конспект

опрос

25.

Практич. работа. Инсталляция программ.

1

1

Формир. навыков инсталляции

конспект

сам. раб.

26

Защита информации. Компьютерные вирусы

1

-

Форм. основ науч. мировозр.

конспект

опрос

27

Практич. работа. Лечение «зараженных» дискет

1

1

Формир. навыков защиты дискет

конспект

сам. раб.

28

Моделирование. Постановка задачи

1

-

Формир. науч. мировозрения.

конспект

опрос

29

Технология решения задач

1

-

Формир. науч. мировозрения.

конспект

опрос

30

Практич. работа. Построение простой модели

1

1

Формир. науч. мировозрения.

конспект

сам. раб.

31

Этапы решения задач на компьютере

1

-

Формир. науч. мировозрения.

конспект

опрос

32

Проведение компьютерного эксперимента

1

1

Формир. науч. мировозрения.

конспект

сам. раб.

33

Самостоятельная работа с тестир. компьютерной программой

1

1

Проверка знаний, умений, навыков

конспект

сам. раб.

34

Итоговая контрольная работа

1

1

Итоговая проверка

-

сам. работа

Тематическое поурочное планирование по информатике в 11-х классах

(1 час в неделю, всего 34 часа)

Программа составлена на основе «Обязательного минимума содержания образования по информатике». Уровень А. Журнал «Информатика и образование» №8,1999 г. Частично учебник А. С. Есипов. «Информатика». Учебник по базовому курсу. С-Петербург 2003 г.

 

 

Тема (общая и подтема)

Кол. часов

Пратич. раб.

Цели

Дом. задание

Вид контр.

I полугодие (16 часов)

1

Техника безопасности. Понятие алгоритма

1

-

Обеспеч. безопасности работы

конспект

опрос

2

Свойства алгоритмов

1

-

Формиров. алггоритм. мышления

конспект

опрос

3

Язык программ. Бейсик. Основы языка

1

-

Формир. науч. мировозрения

конспект

опрос

4

Практич. работа. Вычисления в непосредст. режиме

1

1

Формир. новых навыков вычисления

конспект

сам. раб.

5

Линейные алгоритмы. Блок схемы

1

-

Формир. алгоритм. мышления

конспект

сам. раб.

6

Операция присвоения в Бейсике

1

-

Формир. науч. мировозрения

конспект

опрос

7

Алгоритмич. конструкция - ветвление

1

-

Формир. науч. мировозрения

конспект

опрос

8

Алгоритмич. конструкция – ветвление (продолжение0

1

-

Формир. практич. навыков

конспект

опрос

9

Практич. работа. Решение задач по ветввлению

1

1

Формир. практич. навыков

конспект

опрос, сам. работа

10

Контрольная работа

1

1

Контроль знаний

-

кон. раб.

11

Алгоритмич. конструкция – цикл. Циклы «до» и «пока»

1

-

Формир. основ науч. мировозрения

конспект

опрос

12

Алгоритм. Конструкцю – цикл. Цикл с параметром

1

-

Формир. науч. мировозрения

конспект

опрос

13

Практич. работа. Решение задач.

1

1

Формир. практич. навыков

конспект

опрос, сам. раб.

14

Практич. работа. Решение задач.

1

1

Формир. практич. навыков

конспект

опрос, сам. раб.

15

Массивы. Общие понятия

1

-

Формир. основ науч. мировозрения

конспект

опрос

16

Массивы. Одномерные и двухмерные. Запись на Бейсике

1

-

Формир. основ науч. мировозрения

конспект

опрос

II полугодие (18 часов)

17

Решение задач по массивам

1

-

Формир. основ науч. мировозрения

конспект

опрос

18

Решение задач по массивам (продолжение)

1

1

Формир. практич. навыков

конспект

сам. раб.

19

Контрольная работа

1

1

Контроль знаний

-

кон. раб.

20

Текстовый редактор Word

1

-

Формир. практич. навыков

конспект

опрос

21

Практич. работа. Набор и редактир. текстов

1

1

Формир. практич. навыков

конспект

сам. раб.

22

Практич. работа. Набор и редактир. текстов (продолжение)

1

1

Формир. практич. навыков

конспект

сам. раб.

23

Графический редактор. Инструменты и. т. д.

1

-

Форм. практич. навыков

конспект

опрос

24

Практич. работа в графич. редакторе

1

1

Форм. практич. навыков

конспект

сам. раб.

25

Преобразов. граф. файлов. Печать текста и графики

1

-

Форм. практич. навыков

конспект

опрос

26

Практич. работа с графикой

1

1

Форм. практич. навыков

конспект

сам. раб.

27

Электронные таблицы

1

-

Форм. практич. навыков

конспект

опрос

28

Ввод данных и вычисл. в элекир. таблицах

1

1

Форм. практич. навыков

конспект

сам. раб.

29

Технология хранения и поиска инфор. в базе данных

1

-

Форм. практич. навыков

конспект

опрос

30

Практич. работа с базой данных

1

1

Форм. практич. навыков

конспект

сам. раб.

31

Локальные и глобальные компьют. сети. Интернет

1

-

Форм. практич. навыков

конспект

опрос

32

Поиск информ. в Интернете

1

-

Форм. практич. навыков

конспект

опрос

33

Службы Интернета

1

-

Форм. практич. навыков

конспект

опрос

34

Итоговая контрольная работа

1

1

Контр. знаний

-

кон. раб.

Тематическое планирование факультативных занятий по информатике в 6 классе в 2004 – 2005 уч. году

 

1 ч. в неделю, всего 34 часа

 

1. Техника безопасности в компьютерном классе .............................................................. 1 ч.

2. Повторение ............................................................................................................... 1 ч.

3. Компьютерные игры .................................................................................................... 2 ч.

4. Кл. тренажер Соло. Упр. 1-5 ........................................................................................ 1 ч.

5  Кл. тренажер Соло. Упр. 5-8 ......................................................................................... 1 ч

6. Кл. тренажер Соло. Упр. 8-11 ....................................................................................... 1 ч

7. Кл. тренажер Соло. Упр. 11-13 ..................................................................................... 1 ч

8. Кл. тренажер Соло. Упр. 13-15 ..................................................................................... 1 ч

9. Кл. тренажер Соло. Упр. 15-17 ..................................................................................... 1 ч

10. Кл. тренажер Соло. Упр. 17-20 ................................................................................... 1 ч

11. Кл. тренажер Соло. Упр. 20-25 ................................................................................... 1 ч

12. Роботландия. Буквоед ............................................................................................... 1 ч.

13. Роботландия. Перевозчик .......................................................................................... 1 ч.

14. Роботландия др. программы ....................................................................................... 1 ч.

15. Текстовый редактор Word .......................................................................................... 1 ч.

16. Набор и редактирование текстов ................................................................................ 2 ч.

17. Инструменты и интерфейс редактора .......................................................................... 2 ч.

18. Практическая работа ................................................................................................ 2 ч.

19. Печать и редактирование текстов ............................................................................... 2 ч.

20. Игровые программы ................................................................................................... 1 ч.

21. Графический редактор назначение и устройство .......................................................... 2 ч.

22. Создание рисунков ................................................................................................... 2 ч.

23. Обучающие программы .............................................................................................. 2 ч.

24. Повторение .............................................................................................................. 1 ч.

25. Резерв времени ........................................................................................................ 2 ч.

 

 


  • Тематическое планирование факультативных занятий в 7 классе в

    2004 - 2005 уч. году. 1 час в неделю, всего 34 часа.

    I четверть

    Общее знакомство с компьютером и тех. безопасности.................................................... 1 ч.

    Клавиатура компьютера............................................................................................... 2 ч.

    Операционная система Windows................................................................................... 1 ч.

    Работа с окнами в Windows.......................................................................................... 1 ч.

    Клавиатурный тренажёр............................................................................................... 3 ч.

     

    II четверть

    Клавиатурный тренажер «Соло».................................................................................... 1 ч.

    Работа с клавиатурным тренажером «Соло».................................................................... 2 ч.

    Работа с клавиатурным тренажером «Соло».................................................................... 2 ч.

    Развивающие компьютерные игры.................................................................................. 2 ч.

    Web - документы.......................................................................................................... 1 ч.

     

    III четверть

    Web-редактор Namo WebEditor...................................................................................... 2 ч.

    Создание страниц в редакторе Namo WebEditor............................................................... 3 ч.

    Редактирование Web страниц......................................................................................... 1 ч.

    Знакомство с Web-узлами и сайтами............................................................................... 1 ч.

    Создание небольших Web-узлов..................................................................................... 1 ч.

    Практическая работа по созданию Web-узлов................................................................. 3 ч.

     

    IV четверть

    Практическая работало созданию Web-узлов.................................................................... 2 ч.

    Компьютерная графика................................................................................................... 2 ч.

    Развивающие и логические игры..................................................................................... 2 ч.

    Повторение............................................................................................................................ 2 ч.

Тематическое планирование занятий по технологии на 2004 -2005 уч. год, специальность «Секретарь-машинистка»

2 часа в неделю, всего 68 часов.

I полугодие

1. Повторение.............................................................................................................. 2 ч.

2. Язык программирования Бейсик........................................................................... 1 ч.

3. Операторы и команды Бейсика.............................................................................. 1 ч.

4. Вычисления в непосредственном режиме............................................................ 1 ч.

5. Практическая работа по вычислениям.................................................................. 1 ч.

6. Алгоритм и его свойства........................................................................................ 1 ч.

7. Примеры записи алгоритмов................................................................................. 1 ч.

8. Линейные алгоритмы............................................................................................. 1 ч.

9. Решение задач по линейным алгоритмам............................................................. 1 ч.

10.Алгоритмы ветвления............................................................................................ 1 ч.

11. Решение задач по ветвлению............................................................................... 1 ч.

12. Самостоятельная работа по программированию в Бейсике............................. 4 ч.

13. Резерв времени...................................................................................................... 1 ч.

14.Язык гипертекстовой разметки HTML................................................................. 1 ч.

15.Теги языка HTML.................................................................................................... 1 ч.

16. Создание первых web-страниц в HTML............................................................. 1 ч.

17.Оформление web-страниц в HTML...................................................................... 1 ч.

18.Гиперссылки в HTML............................................................................................ 1 ч.

19.Самостоятельное создание документов в web-редакторе................................... 4 ч.

20.Резерв времени....................................................................................................... 1 ч.

21.Закрепление и повторение.................................................................................... 2 ч.

 

II полугодие

22.Клавиатурный тренажёр «Соло».......................................................................... 1 ч.

23. Урок №40 и №42 на «Соло»................................................................................. 1 ч.

24.Урок №53 и №54 на «Соло».................................................................................. 1 ч.

25.Файлы их создание и запись на диск................................................................... 1 ч.

26.Характеристики файлов и работа с ними............................................................. 1 ч.

27.Компьютерная графика.......................................................................................... 1 ч.

28.Растровая и векторная графика............................................................................. 2 ч.

29. Построение линий, кривых, овалов.................................................................... 1 ч.

30. Цвета и цветовая палитра..................................................................................... 1 ч.

31.Средства работы с растровой графикой............................................................... 1 ч.

32.Создание изображений и их обработка................................................................ 2 ч.

33.Графический редактор Adobe Photoshop............................................................... 1 ч.

34.Интерфейс редактора.............................................................................................. 1 ч.

35.Загрузка и импорт файлов...................................................................................... 1 ч.

37.Сканирование изображений................................................................................. 1 ч.

38.Инструменты редактора......................................................................................... 1 ч.

39.Инструментальные палитры................................................................................. 1 ч.

40.Функции палитр..................................................................................................... 1 ч.

41.Приемы обработки изображений.......................................................................... 1 ч.

42.Создание изображений в Flash.............................................................................. 1 ч.

43.Создание анимации средствами Flash.................................................................. 1 ч.

44.Слои и работа со слоями в Flash........................................................................... 1 ч.

45.Обработка и монтаж изображения....................................................................... 1 ч.

46.Самостоятельная работа........................................................................................ 4 ч.

47.Повторение и резерв времени............................................................................... 3 ч.

 






Преподавание информатики в начальных классах.
Методическое пособие "Robot".



     Уважаемые коллеги, преподаватели информатики!

    Все мы знаем, как трудно преподавать информатику в начальных классах, не имея поддержки в лице компьютера. Не хватает нам порой верного и надежного исполнителя…

     В связи с этим нами разработано несколько программ - исполнителей специально для поддержки курса информатики в начальных (2-4) классах. Программы уже 2 года работают у нас в гимназии. В ходе обкатки в них были внесены некоторые изменения и поправки в соответствии с рекомендациями преподавателей ОИВТ.

     На основе этих программ, было разработано и выпущено в свет методическое пособие с полным поурочным планированием преподавания информатики во 2 классе.

 

Трудно переоценить роль алгоритма при изучении ОИВТ. Ведь с него начинается развитие логического мышления учеников. Именно изучая алгоритмы, дети постигают азы тех законов логики, которым подчиняется компьютер, и именно при изучении алгоритмов закладывается тот фундамент, на котором потом строится мастерство программиста.

     Но до этих пор наши дети составляли алгоритмы только на бумаге, используя сухой язык букв и ключевых слов, не видя того, как алгоритм исполняется компьютером. А это, как мы считаем, отнюдь не способствует повышению интереса учащихся к изучению нашего предмета. Дети стремятся больше общаться непосредственно с компьютером, и они правы в этом. Именно практика, оказывает решающее влияние на изучение информатики.

     Работая с нашими исполнителями, дети воочию видят процесс создания алгоритма, участвуют в этом процессе, и что самое главное - наблюдают выполнение алгоритма прямо в ходе его создания.Ребёнок подаёт "роботу" команду и тут же видит результат её выполнения. Подаёт ещё команду, и опять видит, как она выполнилась исполнителем.

     С исполнителями можно работать и иначе, а именно: составить весь алгоритм, а потом выполнить его весь разом. Неправильно поданные команды можно удалить из алгоритма, не нарушая работы остальной его части. Если нужно начать составление нового алгоритма, можно так же подать соответствующую команду.

     Все пять "Роботов" выполнены на тёмном фоне, что снижает утомляемость глаз до минимума. Некоторые из программ сделаны в игровой форме.


Краткая характеристика программ из пакета Robot:


  • "Robot-1 " - Простейший исполнитель, который умеет рисовать прямые линии и понимает команды "вверх", "вниз", "вправо", "влево", "поднять перо", "опустить перо".

  • "Robot-2 " - Это исполнитель, который работает на координатной плоскости. Он умеет рисовать цветные клеточки, для которых предварительно задается координата и цвет.

  • "Robot-3 " - Это программа, которая реализует известную задачу, в которой нужно наполнить стиральную машину десятью литрами воды, доливая в нее по 3 литра и отливая по 2 литра.

  • "Robot-4 " - Это программа - практикум для решения линейных и условных симметричных и несимметричных алгоритмов. Программа имеет систему проверки решения.

  • "Robot-5 " - Это компьютерная реализация древней индийской головоломки "Ханойские башни", в которой нужно перенести пирамиду из дисков с одного стержня на другой.

      Работа учащихся начальных классов с программами этого пакета способствует развитию интереса к изучаемому предмету, сближает детей с компьютером, помогают им преодолеть психологический барьер в отношениях с ЭВМ. Развивается логическое мышление учеников. Ну и, наконец, в выполнении любого задания присутствует элемент творчества, что само по себе является немаловажным стимулом к изучению компьютера. На уроки информатики дети уже идут с радостью, предвкушая удовольствие от общения с компьютером.

         Пакет исполнителей "Robot" стал основой для создания методического пособия для преподавания информатики во 2 классе. В этом издании есть подробное поурочное планирование 34 уроков ОИВТ с целями, задачами и большим количеством практических заданий. Работая с данным пособием, учителю не нужно будет, при подготовке к урокам, искать какой бы то ни было материал на стороне. Все необходимое есть в нашем методическом пособии.


    Примерное календарное планирование уроков информатики.
    2 класс.

    Тема занятия
    Часы
    1
    Техника безопасности.
    1
    2
    История вычислительной техники. Вычислительные устройства и машины.
    1
    3
    Электронно-вычислительные машины. Поколения ЭВМ.
    1
    4
    Компьютер.
    1
    5
    Устройство компьютера.
    1
    6
    Как включить и выключить ЭВМ.
    1
    7
    Клавиатура.
    1
    8
    Работа с клавиатурой.
    1
    9
    Практическая работа с клавиатурой.
    1
    10
    Микрокалькулятор.
    1
    11
    Практическая работа с калькулятором.
    1
    12-15
    Графический исполнитель "Робот-1".
    4
    16
    Понятие алгоритма. Словесные алгоритмы.
    1
    17
    Зачет.
    1
    18
    Графические алгоритмы.
    1
    19
    Линейные алгоритмы. Блок-схемы.
    1
    20-21
    Практическая работа с программой "Робот-4". Линейный алгоритм.
    2
    22-23
    Разветвляющийся (условный) алгоритм.
    2
    24-25
    Координаты клетки.
    2
    26-27
    Рисуем квадратами. Практическая работа с исполнителем "Робот-2".
    2
    28-29
    Практическая работа с исполнителем "Робот-2".
    2
    30-32
    Повторение.
    2
    33
    Логическая игра "Ханойские башни".
    1
    34
    Зачет.
    1

 

Дидактические требования к современному уроку

Урок- это логический законченный, целостный, ограниченный определенными рамками времени отрезок учебно-воспитательного процесса. Основные требования к уроку:          

-         четкое формулирование образовательных задач в целом и его составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами. Определение места в общей системе  уроков;

-         определение  оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, с учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся;

-         прогнозирования уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и  навыков  как на уроке, так и на отдельных его этапах;

-             выбор наиболее рациональных методов и приемов,  и средств обобщения, стимулирования и контроля, оптимального воздействия их на каждом урока. Выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность в учении учащихся;

-         реализация на уроке всех дидактических принципов;

-         создание условий успешного учения учащихся.

 

Условия организации урока: социально-педагогические и психолого-дидактические.

Социально-педагогическим условиям относятся:

-         наличие квалифицированного, творчески работающего условия с хорошей дидактической и методической подготовкой;

-         наличие сплоченного, дружного коллектива учащихся с правильно сформированной ценностной ориентацией;

-         наличие учебника, учебных и наглядных пособий, ТСО и соответствующим образом оборудованного помещения;

-         наличие благоприятного психологического климата, хороших отношений между учащимися и учителем, основанных на взаимном уважении, на любви педагога к детям.

Психолого-дидактическим условиям относятся:

-         высокий уровень обученности учащихся соответствующий данному моменту, этапу обучения;

-         наличие достаточного уровня сформированности мотивов учения и труда, обеспечивающего интерес учащихся к самостоятельной познавательной деятельности под руководством данного преподавателя;

-         соблюдение дидактических принципов и правил организации учебно-воспитательного процесса.

Правилами организации урока относятся:

-         определить цель (чего надо достигнуть);

-         подготовить содержание учебного материала, то есть определить его объем и сложность в соответствии с поставленной целью и возможностями учащихся; установить связь с жизнью, с практикой, с ранее изученным материалом и способами умственных и практических действий; определить системы учебных заданий и самостоятельных работ; установить оборудование урока, а также основные и дополнительные источники информации;

-         определить дидактические задачи урока, последовательное решение которых приведет к достижению всех целей;

-         выбрать наиболее эффективное сочетание методов и приемов обучения в соответствии с поставленными целями, содержанием учебного материала, уровнем обученности учащихся и дидактическими задачами.

-         определить структуру урока, соответствующую целям и задачам, содержанию и методам обучения.

-         все дидактические задачи должны решаться на этом же урока и не переноситься на домашнюю работу.

 

                                 Дидактические основы

                построения учебного процесса на уроке.

             Эффективность урока зависит от правильного определения каждого из структурных компонентов  и их сочетания.

1.     Мотивационно-целевой компонент.

Выдвижение цели урока учителем, совместное с учащимися       определение задач урока.

2.     Содержательный компонент.

Соответствие целям урока. Научность. Доступность. Логичность и последовательность. Практическая направленность. Воспитывающий потенциал. Развивающие возможности.

3.     Операционно-деятельностный компонент.

1)     Методы обучения:

По источнику полученных знаний: словесные, наглядные, практические.

По способу организации познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, частично-поисковые, проблемные, исследовательские.

              Методы обучения на уроке должны соответствовать:

-         задачам урока,

-         характеру и содержанию учебного материала,

-         уровню знаний, умений, навыков учащихся,

-          материальному обеспечению урока,

-         личным качествам учителя, его подготовленности и уровню методического мастерства,

-         индивидуальным особенностям, возможностям и подготовленности учащихся.

-         бюджету времени.

2)     Методы воспитания:

Организация деятельности, формирование мировоззрения, стимулирование деятельности, осуществление контроля, взаимоконтроля, самоконтроля.

3)     Формы обучения: индивидуальные, групповые, коллективные.

4.     Оценочно-результативный компонент: ведение оперативного контроля, корректировка процесса обучения, совместная оценка достигнутых результатов.

                                  

Структура планирования урока.

            I. Тема.

1.     Цель урока: образовательная, воспитательная, развивающая.

2.     Тип урока: комбинированный урок,  урок формирования новых знаний, урок обобщения и  систематизации изученного, урок контроля и коррекции знаний, умений, уроки практического применения знаний, умений. (Схема типов урока , с указанием этапов и список видов нестандартных уроков в приложении № 1, № 2)

3.     Методы обучения ( см. выше). Форма обучения.

4.     ТСО.

II. Актуализация.

а) опорные знания; б) способы формирования интереса, в) формы контроля.

            III. Формирование новых понятий и способов действий.

а) указываются новые понятия; б) указываются приращения в знаниях, в) определяется тип самостоятельной работы;                         г) проблемные и информационные вопросы учителя.

           IV. Применение.

а) какие умения и навыки формируются; б) определяются способы получения обратной связи.

           V. Домашнее задание.

 

                        Основные звенья современного урока.

 1.Организационный  момент  характеризующийся внешней и внутренней  (психологической) готовностью учащихся к уроку.

1.     Проверка домашнего задания.  

2.     Проверка знаний и  умений  учащихся для подготовки к новой теме.

3.     Постановки цели занятия перед учащимися.

4.     Организация восприятия  и осмысления новой информации, т.е. усвоение исходных знаний.

5.     Первичная проверка понимания.

6.     Организация усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и упражнений в ее применении      ( в том числе смена вариантов) по образцу.

7.     Творческое применение и добывание знаний, освоение способа деятельности путем решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений.

8.     Домашнее задание к следующему уроку.

9.     Подведение итогов урока.

 

                                 Типы уроков.

Типы уроков.

1.     Изучение нового материала.

1

 

 

4

5

6

 

 

 

 

11

12

2.     Урок формирования умений, навыков.

1

 

3

4

 

 

7

8

 

10

11

12

3.     Урок применения знаний, умений, навыков.

1

 

 

4

5

6

7

8

 

 

11

12

4.     Урок закрепления  и развития знаний, умений, навыков.

1

 

 

4

 

 

7

8

 

 

11

12

5.     Урок повторения.

1

2

 

4

 

 

7

8

 

10

11

12

6.     Повторительно-обобщающий урок.

1

 

 

4

 

 

 

 

9

10

11

12

7.     Урок проверки знаний.

1

 

 

4

 

 

 

 

 

10

11

12

8.     Комбинированный урок.

1

2

3

4

5

6

7

 

9

 

11

12

 

              Основные звенья, этапы современного урока.

 1. Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней   (психологической) готовностью учащихся к уроку.

2. Проверка домашнего задания.

3. Проверка знаний умений для подготовки к новой теме.

4. Постановка цели занятия перед учащимися.

5. Организация восприятия и осмысления новой информации, т.е. усвоение исходных знаний.

6. Первичная проверка понимания.

7. Организация усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и упражнений в ее применении (в том числе смена вариантов) по образцу.

8.Творческое применение и добывание знаний, освоение способа деятельности путем решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений.

9.     Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний.

      10. Контроль за результатом учебной деятельности, осуществляемой и учителем и учащимися, оценка знаний.

              11. Домашние задания к следующему уроку.

  12. Подведение итогов урока.

                                                                                     

                        Типы нестандартных уроков.

 

1.     Уроки – «погружения».

2.     Уроки- деловые игры.

3.     Уроки- пресс-конференции.

4.     Уроки- соревнования.

5.     Уроки типа КВН.

6.     Театрализованные уроки.

7.     Уроки- консультации.

8.     Компьютерные уроки.

9.     Уроки с групповыми формами работы.

10. Уроки взаимообучения учащихся.

11. Уроки творчества.

12. Уроки- аукционы.

13. Уроки, которые ведут учащиеся.

14. Уроки- зачеты.

15. Уроки- сомнения.

16. Уроки- творческие отчеты.

17. Уроки- формулы.

18. Уроки- конкурсы.

19. Бинарные уроки.

20. Уроки- обобщения.

21. Уроки- фантазии.

22. Уроки-игры.

23. Уроки- суды.

24. Уроки поиска истины.

25. Уроки- лекции «парадоксы».

26. Уроки- концерты.

27. Уроки- диалоги.

28. Уроки- «Следствие ведут знатоки».

29. Уроки- ролевые игры.

30. Уроки- конференции.

31. Уроки-семинары.

32. Интегральные уроки.

33. Уроки- «круговая тренировка».

34. Межпредметные уроки.

35. Уроки- экскурсии.

Уроки- игры «Поле чудес»


Домашняя | Компьютерный класс | Разработки уроков | Методика | Фотографии | Обратная связь

Дата последнего изменения этого узла 14.01.2005