ИНФОРМАТИКА ДЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ
Учебная программа для школ (ЮНЕСКО)
Введение
Общие цели
Цель ЮНЕСКО – обеспечить всем странам, развитым и развивающимся, доступ к самым
лучшим ресурсам образования, необходимым для подготовки молодежи к полноценному
исполнению ею роли в современном обществе и внесению вклада в создание
общественных благ.
Информационная технология (ИТ) за очень короткое время стала одним из основных
строительных блоков современного индустриального общества. Понимание ИТ и
овладение основными навыками и концепциями ИТ рассматривается сейчас во многих
странах как одна из основ образования, наряду с чтением и письмом. Эта область
учебы известна под общим наименованием информатика
Чтобы оказать позитивную практическую помощь всем странам–участницам ЮНЕСКО,
Международную федерацию по обработке информации (IFIP) попросили
конкретизировать учебный план по информатике для средней школы, основываясь на
опыте работы рабочей группы ее специалистов (WG 3.1) и экспертизе других
авторитетных специалистов. Учебный план построен так, чтобы его можно было
реализовать во всем мире для всех учащихся средней школы.
Все правительства стремятся обеспечить наиболее содержательное образование всем
гражданам в рамках своих финансовых возможностей. По причине ключевой позиции,
занимаемой информационной технологией в современном обществе, введение предмета
информатики в программу средней школе становится одной из первоочередных политических
задач. Этот документ дает практический, реалистичный подход к программе
преподавания информатики, быстро и с минимальными затратами адаптируемый к
местным условиям.
Обоснование необходимости
изучения информатики
Информационные технологии пронизывают сейчас всю деловую жизнь и
обеспечивают успех современных корпораций, а также дают правительствам
экономичные и эффективные системы для государственных служб. В то же время
инструменты и методы информационной технологии ценны для учебного процесса и
организации работы учебных заведений.
Тенденции роста потребности в обученном персонале дают ясное представление о
необходимости эффективного изучения информатики на всех уровнях (источник –
Schul Computer Jahrbuch, выпуск 1993/1994, Metzler Schulbuch Verlag, стр 15).
профессионалы в области информатики (ученые, занимающиеся компьтерами)
1970: 0,5% от числа всех специалистов
2000: 4% от числа всех специалистов
другие специалисты с подготовкой в области информатики
1970: 1,5% от числа всех специалистов
2000: 20% от числа всех специалистов
специалисты компетентно пользующиеся инструментами информатики
1970: 3% от числа всех специалистов
2000: 40% от числа всех специалистов
специалисты без квалифткации в области информационной технологии
1970: 95% от числа всех специалистов
2000: 36% от числа всех специалистов
В свете этих ясных показаний, настало время для ЮНЕСКО способствовать введению курсов информатики в средней школе во всех странах. Привлечение Рабочей группы 3.1 IFIP к созданию рекомендуемых учебных планов позволяет использовать ее обширный опыт развития образования в области информатики за последнюю четверть века.
Tom van Weert - Председатель, Рабочая группа 3.1 IFIP по школьной информатике
Раздел 1 – Формат учебных программ
Цель
Целью рабочей группы было создание документа, дающего практический,
реалистичный подход к программе преподавания школьной информатики как для
развитых, так и для развивающихся стран, реализуемый быстро и с минимальными
затратами в соответствии с имеющимися ресурсами.
Программа преподавания построена в форме модулей, так что организаторы
образования могут выбрать элементы, включающие цели, соответствующие уровню
информационного развития их страны. Дано описание каждой цели, достаточно
подробное для того, чтобы создать курсовой материал, соответствующий общей
культуре и уровню развития на местах.
В любой системе образования уровень доступных ресурсов накладывает ограничения
на степень внедрения нового предмета в школьную программу, в особенности если
обеспечены лишь базовые потребности такого внедрения. Но информатика настолько
важна для будущего индустриального и коммерческого здоровья страны, что
инвестиции в оборудование, подготовку учителей и службы обеспечения,
необходимые для эффективного преподавания программ по информатике, должны стать
приоритетными для правительства. Предложенная учебная программа учитывает все
вопросы, связанные с ресурсами, и конкретизирует минимальные требования для
эффективной подачи учебного материала в различных обстоятельствах.
Фон
Введение любой новой учебной программы требует тщательной проработки,
компетентного руководства, ресурсов, подготовки преподавателей и непрерывной
поддержки. Опыт показывает, что информатика – не исключение. Многие ее
элементы могут найти наиболее эффективно свое место в рамках других, уже
существующих дисциплин. Большая часть предлагаемой программы по информатике
могла бы, к примеру, входить в курсы математики, природоведения, языка и
общественных наук. Там, где это нецелесообразно или несвоевременно с точки
зрения фазы развития, рекомендуется преподавать эту программу отдельно, с
экскурсами в другие предметы по возможности для иллюстрации практических
применений. Разные страны находятся на разных фазах развития использования
информационной технологии в государственных учреждениях, коммерции и обществе в
целом. Выделяются три различимых фазы:
Фаза автоматизации – важные инфраструктуры находятся еще в состоянии
развития, и за конверсию существующих систем и конструкцию информационных
решений несет ответственность только технический персонал.
Фаза информатизации – характеризуется движением по направлению к личному
обладанию или пользованию инструментами компьютеризации, с сильным влиянием
пользователя на конструкцию автоматизированных систем.
Фаза коммуникации – наиболее продвинутая стадия, когда компьютеры
объединены в сети, их использование характеризуется сотрудничеством между
пользователями, а информатика становится частью существенной инфраструктуры.
Для того, чтобы говорить конкретно о реализации этой программы, она составлена
для стран находящихся в Фазе информатизации. Для стран на других этапах
развития необходима адаптация материала. Дальнейшие советы по реализации даются
в разделе 4.
Схема учебного плана по
информатике
Рекомендуемая программа представлена в форме блоков, группируемых в модули для
различных ступеней школьного образования. В зависимости от местных условий,
однако, блоки могут использоваться на других ступенях.
Модули основного уровня – для учащихся в возрасте обязательного
посещения школы (обычно до 16 лет). Блоки для основного уровня группируются
далее в Основной модуль компьютерной грамотности, рассматриваемый как
общеобразовательный модуль для всех учащихся, вместе с модулем компьютерной
грамотности для углубленного изучения, также нацеленным на общеобразовательную
ступень. В комментарии указывается, какой из перечисленных модулей готовит
учащихся к работе по специальности по окончании неполной средней школы.
Дополнительные модули компьютерной грамотности нацелены на программу
неполной средней школы и на старшие классы полной средней школы; два блока,
посвященные программированию, обязательны для тех, кто собирается продолжать
изучение информатики в старших классах.
Продвинутые модули – для учащихся старших классов полной средней школы.
Здесь опять же блоки группируются в общеобразовательный модуль для учащихся,
готовящихся к поступлению в высшее учебное заведение, и в
профессионально-технический модуль для учащихся, устраивающихся на работу после
периода соответствующей технической подготовки.
Терминология
Рабочая группа использовала следующие определения:
Информатика: наука о проектировании, реализации, оценке, использовании и
поддержке систем обработки информации, включая аппаратуру, программное
обеспечение, организационный и человеческий аспекты, и влияние на промышленность,
коммерцию, госучреждения и политику в целом (ЮНЕСКО/IBI).
Технология информатики: приложения информатики в обществе.
Информационная технология: технологии информатики в соединении с
другими, связанными с нею технологиями.
Раздел 2 – Основные задачи программы преподавания информатики
1. КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАМОТНОСТЬ
Учащиеся должны быть в состоянии компетентно и разумно пользоваться
компьютерами в повседневной жизни.
Радикальные перемены последних лет, произошедшие на рабочих местах и
коснувшиеся набора квалификационных требований, означают, что средняя школа
должна взять курс на включение по крайней мере базовых элементов компьютерной
грамотности, о которых говорится здесь, в рамки своей обязательной программы.
Эта задача должна решаться в программе неполной средней школы.
2. ПРИМЕНЕНИЕ ИНСТРУМЕНТАРИЯ
ИТ В ДРУГИХ ПРЕДМЕТАХ Учащиеся должны уметь пользоваться инструментарием
информационной технологии для решения шаблонных задач других предметов.
Эта задача должна решаться учебными планами как средних, так и старших классов
средней школы.
3. ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАТИКИ В
ДРУГИХ ПРЕДМЕТАХ
Учащиеся должны уметь пользоваться методами информатики в соединении с
инструментарием информационной технологии для решения задач из других
предметов.
Эта задача должна решаться в старших классах полной средней школы.
4. ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАТИКИ В
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Учащиеся должны быть в состоянии пользоваться методами информатики в
соединении с инструментарием информационной технологии для решения задач
бизнеса и производства.
Эта задача должна решаться в рамках профессионально-технического обучения по
программе полной средней школы.
Задачи учебных планов в контексте программы средней школы
НЕПОЛНОЕ СРЕДНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Основное внимание – задачам 1 и 2: - Компьютерная грамотность
- Применение инструментария ИТ в других предметах
Дополнительное внимание – задаче 3:
- Применение информатики в других предметах
СТАРШИЕ КЛАССЫ ПОЛНОЙ СРЕДНЕЙ
ШКОЛЫ
При выполненной в полном объеме задаче 1 (Компьютерная грамотность), фокус переносится
на задачи 2 и 3:
- Применение инструментария ИТ в других предметах
- Применение информатики в других предметах.
Залача 3 охватывает следующий ряд навыков решения заданий с использованием
методов и инструментария информатики: методическая разработка модели задания,
поиск алгоритма решения, программирование решения, и оценка предложенного
решения. Это подразумевает разрабатку учениками функциональной модели
компьютерной системы и среды программирования для нее.
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБУЧЕНИЕ ПО ПРОГРАММЕ ПОЛНОЙ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ
Здесь внимание сосредоточено на задаче 4:
- Применение информатики в профессиональной деятельности
Учащиеся должны владеть методикой моделирования, проектирования, и реализации
относительно простых информационных систем с помощью проблемно-ориентированного
инструментария и быть в состоянии рассказать о задачах руководства проектом.
Раздел 3 – Блоки учебных планов
ПРОГРАММА НЕПОЛНОЙ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ
Компьютерная грамотность
Задачи
Учащиеся должны быть в состоянии:
1. обращаться с основными аппаратными и программными средствами компьютерной
системы;
2. использовать, контролировать и применять прикладные программы;
3. решать шаблонные задачи в алгоритмической форме;
4. рассказать о наиболее важных социальных, экономических и этических
последствиях применения ИТ. Блоки компьютерной грамотности для неполной средней
школы поделены между двумя модулями:
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ
С1* - Аппаратная часть
С2* - Системное программное обеспечение
С3* - Тенденции развития компьютеров
С1 - Введение в использование компьютера
С2 - Обработка текста
С3 - Работа с базой данных
С4 - Работа с электронной таблицей
С5 - Работа с графикой
С6 - Социальные и этические вопросы
С7 - Выбор программных средств
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ
УГЛУБЛЕННОГО ИЗУЧЕНИЯ
Е1 - Разработка и использование баз данных
Е2 - Разработка и использование электронных таблиц
Е3 - Карьера в информатике
--------------------------------------------
*Эти блоки могут быть объединены с другими блоками основого модуля по мере
необходимости.
И дополнительно укажем два
факультативных модуля, которые можно использовать и в средних, и в старших
классах:
ФАКУЛЬТАТИВНЫЙ МОДУЛЬ ПО ПРОГРАММИРОВАНИЮ (Комментарий по реализации см.
ниже)
Р1 - Введение в программирование
Р2 - Нисходящее проектирование программ
МОДУЛЬ ОБЩИХ ФАКУЛЬТАТИВОВ
Ор1 - Навыки работы с клавиатурой
Ор2 - Настольная издательская система
Ор3 - Компьютеры и связь
Ор4 - Создание графики
Ор5 - Работа с мультимедией
Ор6 - Система автоматического проектирования САПР
Ор7 - Моделирование и имитация
Ор8 - Экспертные системы
Ор9 - Роботы и устройства с обратной связью
Ор10 - Музыка
Ор11 - Статистика
ПОЛНЫЕ СПЕЦИФИКАЦИИ ПО ВСЕМ ВЫШЕПЕРЕЧИСЛЕННЫМ БЛОКАМ ДАНЫ В ПРИЛОЖЕНИИ 1
Реализация общеобразовательных блоков
Недавние радикальные перемены обстановки
на рабочих местах и в наборе квалификационных требований означают, что
средняя школа должна взять курс на включение по крайней мере базовых элементов
компьютерной грамотности, о которых говорится здесь, в рамки своей обязательной
программы.
Это означает, что все школы должны взять курс на охват блоками
общеобразовательного модуля основного уровня всех учащихся. Общеобразовательный
модуль углубленного изучения дает более широкий опыт создания и использования
баз данных и электронных таблиц, особенной ценный для тех, кто собирается пойти
работать операторами или секретарями.То же самое касается модуля карьеры в
информатике.
Блоки для
профессионально-технических курсов
Базовые блоки общеобразовательного модуля углубленного изучения будут особенно
интересны учащимся, собирающимся идти работать по окончании неполной средней
школы. Следующие фвкультативные блоки имеют значимость также для
профессионально-технических курсов.
Навыки работы с клавиатурой(Op1) в соединении c Обработкой текста
(C5) могут помочь устроиться на работу секретарем или оператором ввода
данных, а также поступить в профтехучилище по этим специальностям.
Настольная издательская система (Op2) или Создание графики (Op4) в
соединении c Работой с графикой (C7) будут полезны в при устройстве на
работу в оформительскую фирму или типографию.
Работа с мультимедией (Op5) поможет учащимся найти работу в рекламной
фирме или в отделе связи с общественностью большой компании.
Система автоматического проектирования САПР (Op5) имеет непосредственную
значимость для тех, кто ищет себя в конструкторской, архитекторской или иной
деятельности, связанной с техническим черчением.
Информатика в других
дисциплинах
Задача 2 курса компьютерной грамотности, равно как и задачи 2 и 3, требуют от
учащихся применения инструментария ИТ и методов информатики в других предметных
областях. В программе неполной средней школы эти требования могут быть
удовлетворены подбором примеров, даваемых в приложении 2 – Информатика в других
дисциплинах. Эти примеры также стимулируют собственно работу учеников по другим
предметам, а также обогащают изучение информатики.
Преподаватели могут обнаружить, что благодаря применению компьютеров на других
уроках, большая часть задач обучения компьютерной грамотности может быть
выполнена без создания отдельного курса по этому предмету.
Факультативный модуль
программирования
Задача 3 преподавания компьютерной грамотности требует научить учеников решать
шаблонные задачи в алгоритмической форме. Наиболее естественно это достигается
включением двух блоков P1 и P2 Факультативного модуля программирования в
общеобразовательную программу по информатике. В этом контексте слово алгоритм
должно интерпретироваться в наиболее широком смысле, избегая узкого
математического толкования. В зависимости от местной ситуации и доступности
ресурсов, эта задача должна решаться либо в модуле программирования, либо
подчеркиванием в общеобразовательных блоках того факта, что использование
программного инструментария естественным образом направлено на решение задач и
порождено необходимостью в этом. Таким образом, на этом этапе можно избежать
слишком формального обращения с алгоритмом. В качестве альтернативы решение
этой задачи можно перенести в общеобразовательный курс математики.
Модуль общих факультативов
Рекомендуется использовать входящие в этот модуль блоки компьютерной
грамотности в программе информатики для средних и для старших классов средней
школы, с учетом в программе для неполной средней школы конкретных требований,
описанных выше.
Те, кто хочет понимать роль компьютеров в современной жизни, должны изучить все
блоки, хотя нехватка ресурсов может ограничить возможности средней школы по
обеспечению практических занятий для своих учащихся.
Требования по ресурсам
В приложениях в описании каждого блока указаны минимально необходимые ресурсы,
требуемые для успешной реализации, и даются рекомендации по дополнительным
сверх минимально необходимых ресурсам.
БЛОКИ ПРОГРАММЫ В ОБЪЕМЕ
ПОЛНОЙ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ
Для полноты картины здесь даются блоки по программе полной средней школы в помощь
учащимся более старшего этапа обучения для перехода от общеобразовательных
курсов неполной средней школы к общеобразовательным и
профессионально-техническим курсам старшей стадии обучения.Надо признать, что
не у всех средних школ найдутся ресурсы необходимые для преподавания блоков
старшей ступени.
В идеале, курсы должны строиться по блокам GA1-3 и профессионально-техническим
блокам VA1-3 в консультации с университетами и учебными заведениями старшего
этапа обучения, с тем, чтобы зачеты по продвинутым курсам годились для
вузовского курса компьютерной науки.
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ СТАРШИХ КЛАССОВ
Задача овладения компьютерной грамотностью должна выполняться в рамках
программы для неполной средней школы.
Применение инструментария ИТ в
других предметах
Учащиеся должны уметь пользоваться инструментарием информационной технологии
для решения задач в других предметных областях.
Применение информатики в
других предметах (для продвинутых учеников)
Учащиеся должны владеть методикой моделирования и решения относительно сложных
задач с использованием программных средств как общего назначения, так и
проблемно-ориентированных.
МОДУЛИ КОМПЬЮТЕРНОЙ
ГРАМОТНОСТИ
Оба указанных в Факультативном модуле блока программирования (P1 и P2) должны
быть пройдены либо в неполной средней школе, либо изучаться заново. Также, при
наличии ресурсов все блоки общеобразовательного факультативного модуля OP1-11
должны изучаться для овладения компьютерной грамотностью в объеме программы
этой ступени обучения.
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ
Три блока предназначены для получения общего образования в информатике на
данной ступени:
GA1: Основы программирования и разработки программного обеспечения
GA2: Дальнейшие элементы программирования
GA3: Приложения моделирования
Применение информатики в
других предметах
Для более полного овладения информатикой, учащиеся должны пройти все три блока
GA1, GA2 и GA3. Это позволит учащимся поступить в ВУЗы, имея набор основных
знаний и навыков в системном программировании и разработке программного
обеспечения, а также практический опыт моделирования.
Реализация
Оба блока (P1 и P2) Факультативного модуля программирования должны быть изучены
перед прохождением блоков этой ступени обучения.
Блок GA3: Приложения моделирования может изучаться параллельно с блоком GA2 для
погружения работы над Продвинутыми элементами программирования в более
реалистичный контекст.
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ПОЛНОМ ОБЪЕМЕ ПРОГРАММЫ ПОЛНОЙ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ
Основная задача
Учащиеся должны владеть методикой моделирования, проектирования, и реализации
относительно простых информационных систем с помощью проблемно-ориентированного
инструментария и уметь рассказать о проблемах, возникающих при руководстве
проектом.
Три блока предназначены для выполнения задач профессионально-технического
образования в полном объеме программы информатики полной средней школы:
VA1: Информационные системы бизнеса
VA2: Системы управления процессами
VA3: Управление проектом
Реализация
Оба блока (P1 и P2) Факультативного модуля программирования должны изучаться
перед прохождением блоков профессионально-технического образования этой ступени
обучения.
Блоки, рекомендованные как факультативные для изучения учащимися
ориентированными на профессионально-техническую подготовку на основном уровне,
должны теперь рассматриваться как пререквизиты.
Более высокого уровня технической компетенции можно достичь, если изучить блок
GA1 общеобразовательного модуля перед прохождением VA1, VA2 и VA3.
Вместо изучения блоков VA1, VA2 и VA3 последовательно, блок VA3 можно использовать
для погружения задач блоков VA1 и VA2 в реалистичный контекст.
Взаимосвязи между блоками
Раздел 4 – Общие вопросы реализации
Ожидается, что все развивающиеся
страны пожелают принять программу обучения, которая поможет им быстро догнать
технологически более развитые страны. Важно не игнорировать полностью ранние
шаги процесса развития, иначе зависимость от других стран в технической
поддержке может оказаться нежелательным исходом.
Школы должны учитывать, что внедрение информатики в образование может быть
очень быстрым, а может проходить через фазы, подобные фазам развития
информационной технологии во внешнем мире. Следующее описание поможет
определить, в какой фазе развития находится ваша страна, чтобы можно было
выбрать соответствующие действия. Разграничение фаз часто достаточно условно,
но если школы и власти осведомлены о направлении развития, они могут
планировать свои действия.
Фаза автоматизации
Малое количество компьютеров, часто не самого последнего поколения, приходится
на большое количество студентов, печатающие устройства при этом медленные, а
печать низкого качества. Прикладное программное обеспечение состоит в основном
из языков программирования общего назначения (Бэйсик, Паскаль), простого
текстового процессора, простой файловой системы, иногда простой электронной
таблицы. Возможности преподавателей в получении подготовки, инструктажа и
внешней помощи ограничены, часто школа имеет всего одного преподавателя,
специализирующегося в информатике. Компьютеры часто либо сосредоточены в кабинете
информатики, либо стоят по одному в классах. Учащиеся обычно встречаются с
компьютером на занятиях впервые и не имеют навыка работы с клавиатурой.
Информатика обычно идет отдельным курсом, слабо связанным с другими предметами.
В плане расписания занятий, в этой фазе требуются блоки по программированию для
продвинутых учащихся и рассмотрение социальных последствий введения
автоматизированных систем. Ресурсов, требуемых блоками компьютерной
грамотности, может не иметься.
Практическое руководство IFIP Интеграция Информационной Технологии в
Образование практический совет по планированию перехода от фазы
автоматизации к следующей, информационной фазе.
Информационная фаза
Школы начинают широко пользоваться персональными компьютерами, и большинство
предметов начинает вбирать интегрированные элементы информационной технологии в
качестве либо технических средств обучения, либо содержимого учебной программы.
Создаются государственные и региональные программы для снабжения аппаратным и
программным обеспечением, информация о системах и приложениях распространяется
свободно.
Информационная фаза в образовании характеризуется в основном взаимодействием
между организацией образования и информационной технологией. В информационной
фазе направленность организации образования смещается с преподавателя на
учеников под давлением общества, нуждающегося в учащихся с разнообразной
подготовкой; этот перенос направленности поддерживается информационной
технологией. С другой стороны, рост технических возможностей и использование
информационной технологии толкает учебные заведения в том же самом направлении.
Информационная фаза характеризуется интеграцией информационной технологии и
образования.
Школы располагают заметным количеством компьютеров для своих учащихся. К этим
компьютерам, распределенным по всей школе, учащиеся имеют доступ для
индивидуальной работы. Компьютеры соединены в локальную сеть, имеющую серверы
файлов и сетевые принтеры. Учащиеся имеют доступ к широкому диапазону развитого
программного обеспечения. Сотрудники школы, преподаватели и руководство,
используют компьютеры в своей работе. Эту технику и программное обеспечение
обслуживают квалифицированные специалисты. В школе несколько преподавателей,
специализирующихся в применении компьютеров для преподавания своих десциплин.
Учащиеся имеют навыки работы с компьютером, приобретенные в младших классах или
дома. Информатика, в главной своей части, органично объединена с другими
дисциплинами. Учебный план средней школы включает теперь компьютерную
грамотность для большинства студентов, а также использование соотвествующих
приложений для разных дисциплин и методов информатики, например,
программирования.
Больше о проблемах и возможных решениях связанных с информационной фазой можно
узнать в Практическом руководстве IFIP Интеграция Информационной Технологии
в Образование.
Фаза коммуникации
В данный момент фаза коммуникации возникает в изолированных экспериментах и
разработках. Как она повлияет на образование, пока в точности не ясно. Однако,
эта фаза будет характеризоваться полной интеграцией информационной технологии в
руководстве образованием и в учебном процессе, и в использовании ее для связи и
сотрудничества между пользователями компьютеров как внутри школы, так и с
внешними организациями.
В школах учителя и учащиеся будут связаны через компьютерные сети. Программа
средней школы будет включать общую грамотность в области информационной
технологии, которая шире и глубже компьютерной грамотности. Информационная
технология будет полностью интегрирована в учебный процесс.
Информационная технология полностью войдет в различные предметные области, и ее
инструменты будут творчески использоваться на основе методов моделирования и
информатики. Для углубленной программы обучения будет рекомендоваться
информатика с ориентацией на приложения,
Эволюция информационной технологии и образование
Требование |
Фаза автоматизации |
Информационная фаза |
Фаза коммуникации |
Знать о… |
теории архитектуры компьютера; формальной обработке; истории информатики и информационной технологии |
том, какой инструмент для каких задач? (Некоторые операции вместе со своими характеристиками спрятаны под пользовательским интерфейсом; мы переходим из аналогового мира в цифровой: часы, телефон, компакт-диск…) |
сетевой архитектуре |
Иметь дело с … |
текстовым редактором, компилятором; классической средой программирования |
различными интерфейсами (языками); инструментами (текстовыми процессорами, электронными таблицами…), используемыми творчески и разумно |
поиском информации; сотрудничеством |
Делать это с помощью… |
алгоритмов; программирования процедурами; роботов |
макро-процедур (программирование путем “записи макроса”, программирования в текстовом процессоре, в электронных таблицах… |
объектно- ориентированных процессов |
Ключевые особенности |
Неперсональное использование; задачи приходится программировать заранее …без управления диалогом |
Один пользователь; задания выполняемые в диалоговом режиме; использование инструментов |
Интеграция; разделение ресурсов; конец отдельного компьютера как такового |
Цели:
1. Подготовить к будущему, поставив крест на настоящем
2. Обнаружить и проинтерпретировать неменяющиеся особенности
Дальнейшие практические соображения
Информатика – существенно практический предмет. Навыки информатики лучше всего
приобретаются в практической работе на компьютерах и с компьютерами; знание
информатики развивается более эффективно в практической деятельности.
При ограниченной доступности оборудования для курсов по информатике получить
практический опыт трудно. Важно иметь стратегию реализации, в которой
признается необходимость практического опыта и которая обеспечивает поставку и
обслуживание вычислительного оборудования.
Если оборудования не хватает, то по крайней мере каждый учитель информатики
должен иметь свободный доступ к нему, прежде чем он будет знакомить с ним
учеников. В идеале это должен быть курс информатики, в ходе которого учителя
полностью овладевают теоретическим и практическим содержанием. Многие
вдохновленные этим курсом учителя найдут тогда способы компенсировать нехватку
оборудования для учащихся до тех времен, когда ситуация улучшится. Надо
подчеркнуть, что для школ, желающих войти в информационную фазу, адекватное
количество оборудования совершенно необходимо.
В блоках учебного плана указаны примеры приложений, которые помогают поместить
задачи курса в необходимый контекст. Не все страны смогут реализовать эти
предложения, но учителя смогут найти примеры, которые будут лучше
соответствовать культуре и жизненному опыту их учащихся.
Ресурс-центры
В некоторых странах, в которых успешно развивается информатика, созданы
ресурс-центры для начальной подготовки учителей; приобретения, оценки и
распространения аппаратного и программного обеспечения; и подготовки, печати и
распространения учебных материалов для учителей и учеников.
Ресурс-центры могут быть государственного или местного значения. Они
представляют собой удачный способ вложения средств на начальном этапе внедрения
программ по информатике и могут быть источником постоянной поддержки учителей в
ходе технологических перемен при продвижении страны к фазе коммуникации.
Существуют также удачные примеры того, как связь по электронной почте между
учительским компьютером и ресурс-центром помогла добиться повышения
квалификации на местах без увеличения расходов и потерь времени на командировки.
Трудности, с которыми могут столкнуться учителя при проведении в жизнь
рекомендованной программы, преодолеваются с помощью энтузиазма, с которым
ученики берутся за изучение информатики. Предмет современен, тесно связан с
реальным современным и завтрашним миром, а его изучение обеспечит ученикам
подготовку к исполнению ими ключевой роли в будущем обществе. Учителя сами
получат удовлетворение от изучения информатики и вскоре начнут получать отдачу
от заинтересованности своих учеников.
Стадия Реализации |
Начальная |
Вторая |
Третья |
Продвинутая |
|
Недостаточно компьютеров; мало учителей; отдельные
энтузиасты; |
Больше компьютеров; учителя, прошедшие переподготовку (один на школу); нет выпускников по специальности компьютерная наука |
Еше больше компьютеров; больше учителей, прошедших переподготовку; мало выпускников по специальности компьютерная наука |
Больше новых компьютеров; большинство учителей компьютерно грамотны; больше выпускников по специальности компьютерная наука |
Средняя школа |
|
Все учащиеся |
Все учащиеся Все учащиеся
Модуль |
Все учащиеся Все учащиеся Отдельные учащиеся |
Средняя школа |
Большинство учащихся Отдельные учащиеся |
Все учащиеся Большинство учащихся Отдельные учащиеся |
Все учащиеся Отдельные учащиеся |
Большинство учащихся Отдельные учащиеся |
|
Все программирование дается на следующем этапе обучения |
Учащиеся вступают в следующий этап обучения с опытом программирования |
Учащиеся вступают в следующий этап обучения с опытом программирования |
Некоторые учащиеся могут получить зачет по курсам следующего этапа обучения еще в школе |
Как можно осваивать блоки по мере появления ресурсов и возможностей